Ну, собственно говоря по теме:
Для потребителей электричество вырастет в цене на 6 процентов, и это коррелирует с прогнозируемым уровнем инфляции. А вот тепло подорожает на 12 процентов (в два присеста, с 1 июля и с 1 сентября). Главная причина, очевидно, в том, что еще более значительно — на 15 процентов — вырастут цены на газ, а газ, как известно, питает существенную часть котельных и ТЭЦ.
Но не спешите ругать алчный «Газпром». Львиную долю сверхприбыли, изъятой из наших карманов, заберет себе государство. Корпорация на глазах превращается из «национального достояния» в дойную корову — бюджет остро нуждается в деньгах, а у «Газпрома» они есть. В случае с летним ростом тарифов, однако, речь по существу идет о косвенном налоге на потребителей.
Аналогичным образом обстоят дела и с увеличением акцизов на алкоголь и табак. С 1 июля с каждой проданной в стране тысячи сигарет бюджет получит уже 510 рублей, а не 460, как раньше. Значит, пачка в рознице подорожает процентов на 10—15. Увеличивается акциз на крепкий алкоголь — сразу на 20 процентов, а также минимальные розничные цены. Поллитра легальной водки нельзя будет приобрести менее чем за 125 рублей, коньяка — за 219 рублей.
Дорогие сигареты и дорогой алкоголь — норма в большинстве развитых стран. Асоциальные же категории граждан, страдающие алкогольной зависимостью, как пили широкий спектр ядовитых веществ: от паленой водки до самогона и стеклоочистителей — так и будут это делать. Правительство не намерено предпринимать для борьбы с этим злом специальных усилий, видимо, опираясь на концепцию социального дарвинизма.
Отдельное испытание ждет автомобилистов. Рост штрафов за некоторые нарушения Правил дорожного движения абсолютно драконовский, сравнимый разве что с увеличением наказания за нелояльную политическую активность. Важно отметить, что в этом случае правительство намерено не только собрать с граждан побольше денег, но и частично решить через механизм штрафов транспортные проблемы мегаполисов.
Что вырастет больше всего? Штраф за движение по полосе выделенного для общественного транспорта движения (с нынешних 300 рублей до полутора тысяч по стране и до трех тысяч — в столицах), а также за нарушение правил остановки и стоянки на тротуарах и пешеходных переходах (в тех же пределах).
В общем, волна повышения тарифов отражает две важные тенденции.
Первое. У правительства плохо с деньгами, и оно изыскивает резервы там, где может, но главным неисчерпаемым ресурсом был и остается народ.
Второе. Россия — страна с экономикой издержек, которые покрываются одним проверенным способом: через рост цен, не связанный с качеством товаров и услуг. А значит, впереди нас ждет еще масса неприятных сюрпризов.