Предвыборные заботы
Приятель-политтехнолог как-то рассказывал мне, что фишку, ставшую сегодня чуть ли не главной избирательной технологией партии власти, придумал в 1999 году его начальник – глава одного из ведущих российских пиарагентств – для выборов не очень популярного и почти ничего не сделавшего на своем посту губернатора. Тот губернатор, избравшись на должность в 1995, четыре года пил водку и охотился, а депрессивный регион так и катился вниз по наклонной, пока не стал удобной жертвой для ловцов душ из КПРФ. Когда губернатор очнулся, собрал деньги и пригласил видного столичного специалиста – того самого начальника пиарагентства – было уже поздно пить «Боржоми» и спасать ситуацию. Но креативный гений черных технологов сыграл свою роковую роль в судьбе многострадального региона.
Предъявлять избирателю было абсолютно нечего, но элегантный выход из ситуации все же был найден. На базе местного управления здравоохранения московские технологи сколотили 50 бригад – фельдшер, парикмахер и социальный работник – выдали им транспорт, маршруты и отправили в поля: наиболее удаленные и забытые богом села, до которых и советская власть добирался не каждый день. Фельдшер раздавала пенсионерам аспирин и валерьянку, парикмахер бесплатно их стриг, а социальный работник записывал жалобы селян в блокнотик и агитировал за губернатора-пьяницу. Весь этот социально-предвыборный цирк окрестили красивым и ласковым названием: программа «Забота». В результате трехмесячного чеса, нескольких тысяч стрижек, уколов и замеров давления губернатор получил около 60% «за» и умудрился почти полностью лишиться пресловутого антирейтинга в сельской местности.
Прошли годы, и в стране снова выборы. В простых и доступных, как статья о Родине из советского «Букваря», телесюжетах федеральных каналов мы снова видим этот пронзительный технологический кунштюк: добрая фельдшерица с ласковым взглядом меряет давление бабушке на деревенской кухне, крепкий водитель экипажа колет во дворе дрова, а борт микроавтобуса, на котором «тимуровцы» добрались до отдаленного населенного пункта снова украшает это магическое слово «забота» вместе с логотипом той самой партии. Бархатный закадровый голос повествует: программа реализуется партией «Единая Россия» при поддержке региональных властей.
Но кое-что все же изменилось. Тот бедолага-губернатор, действительно, не мог показать избирателю ничего, кроме такой вот простой и понятной заботы с доставкой на дом. Нынешние власти – и в Москве, и на местах - все же что-то делали последние четыре года, и у «Заботы» теперь совсем другие масштабы. Вот мост через Ангару – его построила партия «Единая Россия». Вот новый пешеходный переход у интерната для слабовидящих детишек – и здесь поработала партия. Если в стране найдутся другие добрые дела – скорее всего и там без партии не обошлось. Кампания, в ходе которой надо было обсудить пенсионную реформу, инфляцию, инфраструктурное развитие, кучу других важных, принципиальных, глубоких вопросов, - ура, ура – снова превращена в перечисление списка добрых дел. Которые нужно, хоть тушкой, хоть чучелком, притянуть к партии власти.
Пройдет еще пять лет. И по дорогам страны снова понесутся сотни заботливых экипажей: фельдшер, парикмахер и социальный работник. Снабженные планшетниками от «Роснано», мобильными от «Ростехнологий» и микроавтобусами от ГАЗ, не уступающими, само собой, лучшим зарубежным аналогам. На тех же деревенских кухнях, только повсеместно газифицированных, фельдшер будет опять мерить давление, а парикмахер – наводить красоту на потенциальных избирателей. Социальный работник, меж тем, будет также ласково ворковать над бабушкиным ухом: мост через Енисей, трасса Чита-Хабаровск, и Олимпиаду вот только что провели, не партия – мечта. В конце концов, ведь это и называется – стабильность. Это и называется – настоящая забота об избирателях/
http://www.gazeta.ru/politics/elections2011