Откуда есть пошли пидарасы на Руси.
(опыт антинаучного лингвистического исследования).
Медицина утверждает, что пидарасы бывают трех видов – пассивные, активные и актуальные. Первые два вида ведут себя так потому, что такова их природа, и к ним претензий ни у кого нет. А вот третий вид – это такие пидарасы, которые стали пидарасами, потому что прочли в журнале «Птюч», что это актуально в настоящий момент. И к ним претензии будут всегда.
В. Пелевин "ДПП (НН)".
В любом исследовании, пусть даже и антинаучном, как известно, основную роль играют хронология и терминология.
Едва ли кто-то сможет четко датировать появление в русском языке слова «пидарас» (в силу искривления пространства и нелинейного характера истории в России, как известно, ни датизации, ни локализации не поддаются даже события неизмеримо большего значения и масштаба). Тем не менее, есть одна дата, безусловно сыгравшая важнейшую роль для, так сказать, популяризации этого слова. А именно 1 декабря 1962 года. В этот день генеральный секретарь коммунистической партии Советского Союза Никита Сергеевич Хрущев посетил выставку "XXX лет МОСХа" в Манеже и назвал выставлявшихся художников пидарасами. Сейчас, как у нас это принято, разумеется, ходят споры, что на самом деле тогда произошло, как и кого конкретно Никита Сергеевич почтил своим особым вниманием… Для нас это неважно. Важно, что именно в этот день зафиксировано первое официальное употребление слова «пидарасы» (можно даже сказать на высшем уровне).
Что на самом деле хотел сказать Хрущев: дадаисты, супрематисты, акмеисты? Залезть в голову Хрущеву поопасней будет, чем заглянуть в глаза бездне… Естественно слов таких он знать не мог, а поэтому и выбрал единственно знакомое ему слово, которое, видимо, он бы поставил, будь его воля, в один синонимический ряд с вышеперечисленными: «пидарасы». Ведь понятно, что найти гомосексуальную тему в полотнах абстракционистов 60-х годов прошлого века может только современный очень изощренный ценитель «современного искусства», а Хрущев к таковым явно не относился. Стало быть, не это он имел в виду. Просто в силу ограниченной лексики только так он был способен выразить свою немудреную мысль.
До этого эпохального (не только для отечественного искусства) события слово это было сильно табуизировано, считалось матерным (а за мат в общественных местах, напомню, в советское время можно было схлопотать вполне конкретный срок и серьезные неприятности на работе) и открыто употреблялось только на зоне. Как оно попало в тюремный жаргон, мы можем только предполагать. А раз можем (и за неимением более надежных и достоверных источников), то и не будем отказывать себе в элементарных логических рассуждениях.
Не надо быть Далем и Ожеговым (и даже Плуцером-Сарно), чтобы заметить очевидность искаженной преемственности этого слова от понятия «педерастия». Однако, как изначально в русском, так и во многих других языках, «педерастия» значит в первую очередь не просто гомосексуальность, а половые отношения с неполовозрелым подростком (отсюда же слова: педагог, педиатр). «Слово «педерастия» происходит от корней pais (по-гречески мальчик или юноша, что содержательно примерно соответствует современному понятию «несовершеннолетний», совершеннолетие наступало с 20 лет) и erastes (любовник).» (из Википедии). Именно в таком (греческом) виде и понимании, как мне представляется, это понятие и использовалось дореволюционными русскими судебными инстанциями. Ведь судебные инстанции во все времена (кроме 30-50-х годов прошлого века в СССР по понятным причинам) не упускают случая лишний раз сослаться на небезосновательно возведенное ими в культ «римское право». А что у нас с осужденными по такой статье в обязательном порядке делают на зоне? Опускают, петушат, пидарасят… Вот вам и беглая гласная, и беглая согласная (трудно произнести «педерастить», да и на зоне есть вещи и поважнее грамматики, например, скорость передачи информации, которая сама собой корректирует и упрощает произношение некоторых слов), и четкая гомосексуальная (в полноценном смысле слова) логическая привязка. После этого осужденный получал статус «опущенного», «петуха» и «пидараса». Однако очевидно, что этой процедуре подвергали осужденных не только по статье за «педерастию»… Так слово «пидарас» перестало быть узкоспециализированным. И к 60-м годам прошлого века, когда большинство населения СССР прошло через горнило ГУЛАГа, слово «пидарас» уже стало обозначать любого презираемого человека. В том числе и педераста, и гомосексуалиста, конечно… Но вовсе необязательно. Гомосексуальность осталась только в нагрузку как необязательная коннотация. Чтобы убедиться в этом, достаточно просто проследить его современное бытовое использование.
Именно в таком виде, как мне представляется, сознательно или подсознательно (поди его знай) использовал его Хрущев. Именно так в современной речи его используем и мы. Я знаю достаточное количество геев, которых язык не повернется назвать пидарасами, и очень много пидарасов, вовсе необязательно напрямую имеющих отношение к гомосексуализму. Мне все равно, с кем спит, к примеру, мой сосед по лестничной клетке… Я вообще об этом не задумываюсь. Просто встречаюсь с ним каждый день и здороваюсь. Гей он или нумизмат, - какая мне, собственно, разница?! Я об этом не знаю и знать не хочу. А вот когда он, например, выходит на гей-парад на Тверскую, то он сразу тут же переходит в категорию «пидарасов», ибо только тогда это слово в полной мере наполняется десятилетиями вкладываемым в него смыслом.
ВЫВОД: Мне представляется необходимым и уместным в современном русском языке разделять понятия «гей» и «пидарас».