Борьба с "зайцами" в электричках: поможет ли повышение штрафов?
"Зайцам" придется раскошелиться. Минтранс РФ опубликовал на своем сайте законопроект, согласно которому штрафы за безбилетный проезд в поездах должны многократно возрасти. Однако Общество защиты прав потребителей "Общественный контроль" выступает против таких изменений, и в случае принятия будет их обжаловать.
Железнодорожный транспорт оказались самым лояльным к "зайцам". Штрафы за проезд без билета в московских автобусах, троллейбусах и трамваях, а также в метро, подняли до 1 тысячи рублей. А в пригородных поездах эта сумма так и осталась на уровне ста рублей. Получается, кататься "зайцем" в электричках можно практически безнаказанно.
Половина пассажиров, по оценкам РЖД, так и делает. И не только потому, что штрафы невелики, но еще и потому, что взимать их железнодорожники не имеют права. Контролеры могут лишь продать "зайцу" билет с наценкой или попросить его покинуть состав. Теперь же недобросовестных пассажиров предлагается штрафовать в том случае, если они отказываются от покупки билета. В законопроекте указывается, что такую возможность пассажиру должны предоставить обязательно – и в поезде, и на проходе через турникет.
За проезд в пригородных поездах безбилетникам придется заплатить в 10 раз больше, чем сейчас. В московской зоне штраф за безбилетный проезд на электричке составит больше тысячи рублей, в Подмосковье "зайца" оштрафуют на сумму 825 рублей. В поезде дальнего следования безбилетникам придется выложить 2 тысячи рублей.
В Обществе защиты прав потребителя "Общественный контроль" считают, что железная дорога должна не повышать штрафы, а в первую очередь обеспечить пассажирам необходимый уровень сервиса. Позицию организации в интервью Вестям.Ru озвучил ее председатель Михаил Аншаков.
"Очень часто пассажир становится "зайцем" поневоле, потому что билеты купить крайне неудобно – большие очереди, а то и кассы нет, а ехать надо", – говорит он. По его мнению, железнодорожники экономят на оборудовании пунктов продажи билетов и почему-то не хотят оборудовать станции автоматами для продажи проездных документов. "Хотя автоматы сейчас прекрасно работают в метрополитенах и на железных дорогах всего мира. Для этого не такие большие вложения нужны – в десятки раз меньше, чем на оборудование этой будки, где будет сидеть кассир", – продолжает Аншаков.
К тому же, штрафовать граждан у нас имеют право только сотрудники правоохранительных и государственных органов, подчеркнул он. "Если такой порядок установится, мы будем это обжаловать", – сказал глава ОЗПП.
По мнению Михаила Аншакова, увеличение штрафов никак не изменит ситуацию с безбилетниками. Об этом говорят и сами пассажиры. И обращают внимание на то, что пока тарифы на проезд постоянно повышаются, "зайцы" не переведутся.
Например, пользователь ЖЖ anatoleva пишет в своем блоге: "Я честно год покупала абонемент по рабочим дням, платя 2800 рублей. Потом три тысячи. Но когда стало зашкаливать за четыре!!! Правда, сейчас действует акция – "все по три-пятьсот". Выдумщики акции не знают, что люди, тратившие на дорогу в электричке в один конец более двух часов, не платили семь тысяч в месяц за проезд только потому, что этих денег у них нет. Не будут они платить и 3500 по той же причине".
"Еще одна бредовая идея... Ладно штраф на наземке увеличили до тысячи, но электрички? Это же "святое", – говорит о повышении штрафов блогер nickysuper.
И это "святое", по мнению пользователя fedro17, наши любители бесплатного проезда будут отстаивать с кулаками. "Ну кто отдаст штрафа 1000 рублей? Народ уже за 100 драться лезет, а тут 1000. Гайки же надо закручивать постепенно. Где круглогодичные льготы для студентов и пенсионеров, где автоматы по продаже билетов, которые работают, где скидка покупателям сезонок? Ну 200-300 рублей для начала, но не 1300 же. Это ж бред. Штраф по зонному тарифу – 825 рублей, если тебя поймают где-нибудь на подъезде к Люберцам. И 1300 если на Выхино (условно). Как бы конфуза не вышло, когда до членовредительства дойдет".
А по мнению пользователя kilativ, дело не в штрафах и в тарифах: "В автобусах городских маршрутов "зайцев" полно, но попробуйте найти таких в маршрутном такси! Получается, что единственный выход заставить всех платить за проезд – это сделать весь транспорт частным? Это сразу взвинтит цену в разы, реально заставит всех стать перед выбором, платить или ходить пешком, и ничуть не улучшит условия проезда. Гораздо более действенной должна быть система нулевой терпимости к мелким преступлениям".
Законопроект об ужесточении ответственности за безбилетный проезд теперь должен рассмотреть президент РФ Дмитрий Медведев. А пока, похоже, совесть пассажиров остается лучшим контролером.