Владимирский Экспертный Клуб начал анализировать итоги выборов 4 декабря. На Выбор33 собрались Алексей Шляпужников, Александр Ёлкин, Георгий Жарков, Роман Евстифеев, Леонид Шергин, Дмитрий Петросян, чтобы поделиться своими впечатлениями, удивлениями, надеждами и предчувствиями относителььно произошедшего.
Надо отметить, что большинство членов клуба люди весьма умеренных взглядов, к революционному фантазированию отнюдь не склонные. Кроме того, как представители науки, они привыкли к стандартам научного анализа и опоре на верифицируемые методы. Однако, первое, что было отмечено всеми участниками – намеренное затруднение всеми партиями (а не одной Единой Россией) именно таких беспристрастных наблюдений, которые, естественно, под вой вувузел и бой барабанов вести сложно.
Понятно, что ни результаты выборов, ни применяемые технологии, ни заявления лидеров партий у экспертов удивления не вызвали – как и большинство исследованных избирателей уже по одному лейблу партии, или говорящей голове, они могли точно определить, что и в каком тоне будет говориться. Не удивили экспертов и «грязные» технологии обеспечения результатов – ни по масштабам, ни по своим характеристикам они не отличались от тех, что применялись все прошлые годы.
Удивление экспертов (и тут они даже трогательно согласились друг с другом, дополняя информацию каждого) вызвали три основные сюжета.
Степень нервозности и испуга у представителей властей на всех этапах выборной кампании. Дмитрий Петросян связал начало этой нервозности с освистания Путина в «Олимпийском». Победители, да еще априорные так себя не ведут – так ведут себя те, перед кем разверзлась бездна, а вроде бы хорошо отлаженные инструменты вдруг перестали работать. Чем ниже уровень власти – тем более ярко это проявилось. Ведь все истерики «нашистов» не более, чем нутряной ужас, что их, как минимум оставят без финансирования, как максимум – оставят один на один с теми, кому они привыкли плевать в лицо, чувствуя за спиной «большого дядю». Весьма бледно выглядят и «местные руководители», которых уже во многом назначили крайними, а при помощи идеи «децентрализации» будут делать это все активнее и активнее.
Второй сюжет, наверное, главный. Все эксперты отметили, что в России вдруг возродился субъект политического действия. То есть огромное количество «простых» людей вдруг осознали, что без их личного участия (хотя бы без выражения степени отторжения имеющейся политической системы) «все будет еще хуже». Огромное значение в этом процессе имеет Интернет – если на реальные митинги готово придти еще минимальное число людей, то на виртуальных количество участников уже исчисляется десятками тысяч. И власти уже вынуждены реагировать на них, подтверждение чему, например, атаки на социальные сети и попытки закрыть ряд сообществ.
В самое сердце поразила экспертов оценка степени коекакерства и бездарности, царящих как в «партии какбыпобедителей», так и в стане оппозиции. Даже ту же «работу» на временных участках можно было осуществить куда как изящнее и с лучшим результатом. Да и дискредитация политических оппонентов в стиле «это все придумал Черчилль в восемнадцатом году» талантливой, мягко говоря, не назовешь. Георгий Жарков даже высказал мысль, что такая ужасная работа – попытка замазать пометом и привязать к себе даже тех членов ЕР, которые готовы и хотят реформ, однако другие члены ВЭК сошлись на то, что все дело в мощном «отрицательном отборе», отсеивающем с хлебных мест в партии всех сколько-нибудь реальных специалистов.
Однако и в партиях «парламентской оппозиции» этот процесс, очевидно, то же происходил, поскольку главную проблему избирателя на этих выборах можно было выразить неаппетитным лозунгом «в сортах г**на не разбираюсь». Более того, они не сумели воспользоваться плодами той победы, которую внезапно дали им избиратели и даже в той степени, в какой им это позволила Единая Россия. В этих партиях обнаруживается резкий разрыв между партийной верхушкой, которая посчитала, что все достигнуто и полетела в столицу торговаться с властью, и региональными представителями, которые оказались не в состоянии сформулировать свой ответ на запрос окружающих их избирателей, и предложить им сколько-нибудь эффективную и практическую программу действий.
Надежд высказывалось, естественно, гораздо меньше. В основном они касались именно «мягкой, но быстрой» трансформации политической системы, прежде всего, за счет превращения оппозиционных политических партий в реальные политические партии с повесткой дня, актуальной не только для своих спонсоров, а так же и для значительных социальных групп.
Выражалась и надежда на молодежь, которая, хотя и проявила чудовищный уровень сервильности (действительно, отдаваться своим голосом буквально по 100 рублей и мерзнуть непонятно где непонятно зачем – весьма непрактично даже с экономической точки зрения), но тем не менее очень быстро политически взрослеет.
Владимирский Экспертный Клуб планирует еще две встречи. Ближайшая из них (надеемся, что она состоится уже на следующей неделе) будет посвящена анализу и самоанализу итогов выборов с точки зрения политических партий. ВЭК очень надеется, что представители всех партий примут участие в обсуждении (подчеркнем – обсуждении, а не судилище, бросании друг в друга пометом и высказывании азбучных деклараций). Еще одна встреча должна и может быть посвящена необходимым изменениям, поэтому требует участия юристов – как молодых, так и опытных.
Ну и наконец – уже в январе ВЭК планирует обсудить участие в выборном процессе СМИ. В отношении этого события у экспертов появились весьма креативные идеи. Так что работы много. ВЭК надеется, что и общественность, и представители власти примут в деятельности ВЭК самое активное и заинтересованное участие.
Отредактировано BREST33 (09-12-2011 03:01:45)